System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences._i5q2s9t.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Обзор прессы: Изучение растений из Красной книги в школьном курсе биологии / МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:


МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33 имени героя России сержанта Н. В. Смирнова" города Чебоксары Чувашской Республики




Общешкольное родительское собрание состоится 19 сентября в 18:00



директор
Радужан Александр Владимирович
Сайты учителей
История школы
Коллектив школы
Администрация
Методическая страничка
Учителя
ШМО учителей естественно-научного цикла
ШМО учителей иностранных языков
ШМО учителей русского языка и литературы
ШМО учителей чувашского языка и литературы
Контактная информация
КПМО
Курс основы религиозных культур и светской этики
Материально-техническая база
Методическая страничка
НСОТ
Основные документы
График работы и план мероприятий
Нормативные документы
ООПНОО
Отчет о результатах самообследования ОУ
Расписание
Устав школы
Учебный план
Публичный отчет
Родителям
Советы психолога
Сайты классов
Сайты педагогов
Структура ОУ
Электронные образовательные ресурсы для обучающихся
Фотоотчеты
Подписка на новости
Get Adobe Flash player
Изучение растений из Красной книги в школьном курсе биологии
Дата: 21.12.2012

Прохорова Любовь Николаевна

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33 имени героя России сержанта Н. В. Смирнова" города Чебоксары Чувашской Республики

ИЗУЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

В современном образовании приоритетным становится свободное творческое развитие личности. Невозможно воспитать бережное отношение к природе, апеллируя только техническими, экономическими, правовыми аспектами знаний. Необходимо помочь человеку перевести эти знания в личностные ориентиры, способствовать становлению его нравственно-этических принципов. И, конечно, деятельность, а не созерцание помогут в реализации своего «Я» любой личности.

Основными сведениями об охране растений учащиеся получают на уроках биологии. При изучении данной темы, как показывает практика, важно, чтобы изучение объектов из Красной книги не имел эпизодических характер, повторялся постоянно и получал развитие.

На уроках биологии в 6-ом классе при изучении отделов растений мы знакомимся с их представителями. Например, на уроке по теме «Плауны. Хвощи. Папоротники» можно подробно изучить всех представителей плаунов. Актуальность данного момента заключается в том, что все четыре вида плаунов произрастают в Заволжских лесах и многие учащиеся видели их в природе. В данном случае они уточняют их видовые названия, знакомятся с биологическими особенностями и мерами их охраны. Информацию учащимся можно представить в виде сообщений с демонстрацией слайдов, которые могут подготовить ребята самостоятельно. Кроме того, демонстрируются гербарии этих растений (в кабинете сохранилась большая коллекция готового гербарного материала). Для запоминания видового разнообразия этой группы растений заполняется таблица «Плауны из Красной Книги Чувашской Республики».

Вопросы для подведения итогов по таблице:

  1. Чем отличаются плауны по внешнему виду?
  2. Какие меры надо соблюдать для их охраны?

При рассмотрении многообразия папоротникообразных обостряем внимание на Класс Ужовниковые (На уроке по теме «Отдел голосеменные» рассматриваем биологические особенности пихты обыкновенной и можжевельника обыкновенного, меры их охраны.

При изучении многообразия цветковых растений можно продемонстрировать следующие краснокнижные растения. Предлагаем этот список:

Класс Двудольные Сем. Капустные Лунник оживающий

Сем. Розоцветные Куманика

Морошка

Роза иглистая

Класс Однодольные Сем. Лилейные Лилия Саранка

Сем. Мятликовые Ковыль волосовидный

Ковыль красивейший

Ковыль перистый

Знакомство с самой Красной книгой и особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) происходит на уроке в 6-ом классе по теме «Охрана растений». Важно отметить следующие моменты:

- определение «Красная книга», их разновидности;

- количество видов занесенных в Красную книгу растений Чувашии, России;

- меры охраны растений.

Чтобы углубить знания о ООПТ, мы практикуется следующий вид работы. На слайде демонстрируется фотография одного из участков ООПТ (их можно найти на сайте Минприроды, Присурского заповедника), учащиеся комментируют виды охраняемых растений, затем учитель дает подробное объяснение. В тетради записываются названия некоторых заказников и памятников природы с охраняемыми видами растений.

Подробное изучение охраняемых растений продолжается на кружковых занятиях. Вот некоторые приемы, применяемые на дополнительных занятиях по биологии.

Тема «КРАСНАЯ КНИГА РАСТЕНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

1. Водная часть беседы:

Учитель читает стихотворение В. Дубовина «Красная книга»

Вопросы для беседы:

Что такое «Красная книга»?

Как вы считаете, что послужило причиной появления Красной книги?

Какие разновидности Красный книги вы держали в руках?

2. Прочтите текст «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ

14, 5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменен новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, она рассылалась по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным учёным. Количество видов, занесенных во второе издание Красной книги МСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй — о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий — о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.

Проанализируйте текст следующим образом. Перед каждым абзацем поставьте знак, в зависимости, насколько вам знаком тот или иной факт:

«ü» – уже знал

«+» – новое

«» – думал иначе

«?» – есть вопросы

Вопросы для беседы:

а) Какая информация удивило вас больше всего в этом тексте?

б) Какие слова вы можете подобрать для описания значения Красной книги? Запишите их на листке предложенной Вам бумаги разными цветами (красным – вызывающие тревогу, зеленым – положительные эмоции)?

2.Знакомство с Красной книгой Чувашии.

Внимательно изучите вводную часть Красной книги и заполните анкету (предварительно готовит учитель)

3. Категории статусов и схема описания растений в Красной книге.

Подготовка и демонстрация презентации на тему «Растения из Красной книги». На слайдах размещаются виды краснокнижных растений, краткое описание их биологических особенностей.

4. Выполнение практической работы:

В целях закрепления категорий статусов и схемы описания растений в Красной книге учащиеся заполняют таблицу:

Названия растений подобраны по разным статусам, наиболее знакомые учащимся и простые названия, многие встречаются на территории Заволжья

В целях стимулирования частично-поисковой деятельности учащихся некоторые вопросы изучаются более подробно. Например, тема орхидные растения. Изучение этой группы растений обычно проводим в виде самостоятельной работы.

Задания для учащихся.

1. Подсчитайте по Красной книге, сколько видов растений из семейства Ятрышниковых занесено в данную Красную книгу.

2. Подсчитайте количество видов, которые встречаются на территории Заволжья? Подсчитайте процентное отношение.

3. Какие виды растений из семейства Ятрышниковых произрастают только на территории Заволжья?

4. Заполните таблицу и по полученным данным оформите диаграмму.

5. Полученные результаты (приведенные примеры подготовлены учащимися на занятиях кружка):

В ходе выполнения такой работы у ребят возникает другой вопрос: «Можем ли мы сами найти места их произрастания».

На сезонных экскурсиях и во время летней полевой практики мы их находим, заинтересованные лица выполняют исследовательские проекты. При проведении данных исследований у учащихся возникает много восторга от найденных объектов. Внимательно и бережно рассматривается каждый лепесточек цветка, каждый найденный экземпляр оценивается как бесценный клад. На данный момент исследования орхидных находится на стадии разработки. Обнаружены места произрастания пяти видов растений из этого семейства. Постепенно пополняется коллекция фотографий орхидных. На участках с найденными ятрышниковыми растениями заполняем бланки геоботанического описания. Для примера приведем геоботаническое описание самого распространенного орхидного растения в Заволжских лесах любки двулистной.

ГЕОБОТАНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА,

где произрастает ЛЮБКА ДВУЛИСТНАЯ

1. Дата: 2. Ф.И.О. исследователя 3. Название ассоциации и тип фитоценоза 9. Влияние человека и животных: 10. Увлажнение в лесу: 11. Мертвый покров

- проективное покрытие: - мощность: - состав: Древостой

1. Характер насаждения: 2. Сомкнутость крон (в %):3. Формула древостоя:

Название вида

Ярус

Возраст

Высота в м

Диаметр ствола средний, м

Диаметр ствола макс, м

Количество стволов

1

Сосна

I

30-40

30см

35-40

52

4

Кустарничковый ярус

Характер насаждения: Сомкнутость (в %):

Вид растения

Высота

средняя, м

Обилие

Фенофаза

Характер распределения

1

Можжевельник

I

Мало

вегетация

Группами по 3 шт

Травяной покров

Вид растения

Обилие

Проек-тивное

покрытие

%

Жизненность

Фенофаза

Характер распределения

1

Ландыш майский

Сор 2

40

Отлично

Плодоношение

Равномерно

2

Брусника

Сор1

20

Отлично

Цветение

Равномерно

3

Злаковые

Сор 1

20

Отлично

Цветение

Равномерно

4

Прострел

мало

10

Отлично

Плодоношение

Равномерно

5

Земляника

Сор 1

10

Отлично

Зрелые плоды

Группами

6

Щитовник мужской

Мало

10

Отлично

Созревание спор

Группами

7

Любка двулистная

Единично

5

Отлично

Цветение

Равномерно

8

Вероника дубравная

Единично

2

Отлично

Цветение

Единичный

9

Смолевка

Единично

1

Отлично

Цветение

Единичный

Характеристика подроста

Название растения

Высота средняя, м

Возраст

Обилие

Происхождение

Характер распределения

1

Ель

3

15

Един 3

Естественное

Равномерно 3 шт

2

Осина

1.5

~5 лет

Един 4

Естественный

Группами

Мохово-лишайниковый покров: Ассоциация:

При обработке результатов полевых исследований учащиеся расширяют свои знания о биологических особенностях найденных растений. В данном случае по каждому обнаруженному орхидному растению мы заводили карточку с иллюстрациями изучаемых растений.

ЛЮБКА ДВУЛИСТНАЯ

4. Условия обитания:

Главным моментом при проведении исследовательских работ важно учесть, чтобы руководитель не выкладывал готовый план действий проведения наблюдений, а этот план корректировался в зависимости от интересующих вопросов учащиеся. У нас сложилась такая ситуация. В 2008 году в районе озера Астраханка учащиеся 11класса обнаружили места произрастания любки двулистной, венериного башмачка настоящего, пальчатокоренника пятнистого, гнездовки настоящей, пыльцеголовника красного. Младшая группа юных натуралистов в следующий год подключилась к изучению орхидных. Летом 2009года в этих местах им удалось найти цветущий пальчатокоренник, цветущую любку двулистную и венерин башмачок настоящий в стадии плодоношения. Главной целью на данном этапе стало изучение условий произрастания этих видов. Оформляли бланки геоботанического описания мест произрастания, уточняли морфологические особенности вышеуказанных растений, сравнивали свои данные с результатами предыдущих лет. В 2010году удалось обнаружить несколько экземпляров венерина башмачка в фазе цветения, пронаблюдать за их дальнейшим развитием, затем решили расширить поиски других орхидных. Но аномальная жара внесла коррективы. Новых орхидей больше найти нам не удалось, многие экземпляры венериного башмачка высохли без образования плодов и семян. В этом учебном году мы несколько раз возвращались к данной теме. Пополнив теоретические знания о них, у ребята изъявили большое желание изучить фенофазы венериного башмачка настоящего. Начали составлять план исследований.

Для учащихся, которые проводят полевые исследования, немаловажное значение имеет применение проведенных исследований. В этих целях исследовательские проекты выставляются на конференции. В сентябре 2008 года в Полевой экологической конференции на Республиканском слете школьных лесничеств учащиеся защищали исследовательскую работу «Некоторые экологические особенности орхидных растений в Заволжских лесах» и заняли 3-е место. В школьной библиотеке и Информационно-культурном Центре (поселковая библиотека) п. Сосновка организовываем выставки по охране растений. Исследования местной флоры, фотографии редких растений, сделанные учащимися, вызывает большой интерес людей разного возраста. Своими исследованиями знакомим всех учащихся своей школы, рассказываем на родительских собраниях. Отзывы о таких работах самые приятные.

Литература:

1. Бондарюк М.М., Ковылина Н.В. Биология Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. - Волгоград: Учитель"2008

2. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии М.: Сфера, 2007

3. Красная книга Чувашской Республики. Том 1. Часть 1. Редкие и исчезающие растения и грибы. – Чебоксары, 2001

4. Методическая копилка: из опыта работы учителя биологии высшей категории МОУ «СОШ№12» г. Чебоксары Максимовой Зинаиды Валерьевны.- Чебоксары, 2010

5. Петунин О.В. Изучение экологии в школе Ярославль: Академия развития ВКТ, 2008

6. Теплова Л.П. Лишайники и растения хвойных лесов. – Чебоксары, 2006

7. www.festival@1september.ru[Электронный ресурс] Вход свободный

Послание Главы ЧР Государственному Совету Чувашской Республики «Трудиться на благо родного края, жить по закону и по совести»
Послание Президента России Федеральному Собранию
Управление образования администрации г. Чебоксары
Воспитательная работа
Безопасность образовательного учреждения
Школьное питание
ДШО
Школьная форма
Занятость спортзала
20 - летие Конституции Российской Федерации
Модернизация системы общего образования
Молодёжь за здоровый образ жизни
Я выбираю туризм
Экзамены 2013
Месячник гражданской защиты
Введение федеральных государственых образовательных стандартов второго поколения
Управляющий совет школы
Библиотека
Благоустройство территории
Празднование 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области
Первый Герой России из Чувашии - Смирнов Николай Валерьевич
ОМУ
Прокуратура информирует
Внимание, дети!
Новости
Мероприятия
Объявления
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList